Для выполнения работ по подъему, перемещению и укладке разного рода грузов используют специальные самоходные машины, называемые погрузчиками. Такая техника весьма многообразна. В зависимости от особенностей той или иной категории моделей спецтехника для погрузки находит применение в строительной сфере, области коммунальных услуг или же на складах.
Важную роль играет рабочий орган, при помощи которого погрузочная спецтехника поднимает и транспортирует необходимые товары и материалы. В связи с этим выделяют три основных вида погрузчиков:
Существует множество модификаций погрузочной техники. Среди популярных на сегодня классификаций таких машин – разделение на группы от американской ассоциации ITA.
I класс. Электрокары с противовесом и местом для машиниста. Данная спецтехника подходит для эксплуатации внутри помещений. Работает с грузами на поддонах, при этом двигается быстро и тихо. Основной минус электрических моделей – временные затраты на подзарядку аккумулятора
II класс. Сюда отнесены ричтраки, погрузчики с боковым размещением груза, модели VNA. По сути, речь идет об узкопроходных моделях, выполняющих операции в тесном пространстве. Такие специализированные образцы довольно сложны, а потому дорогостоящи. Однако применение подобной спецтехники дает возможность увеличить емкость склада без изменения его общей площади.
III класс. В группу включены штабелеры и электрические самоходные тележки. Плюсы таких машин: техническая простота, удобство использования, экономичность. Минус – скромная производительность маломощных приспособлений. Понятно, что столь специфическую технику принято использовать для работы с небольшими партиями товара.
IV класс. Автомобильные погрузчики на литых шинах. Такие шасси удобно использовать на гладких поверхностях. Машины задействуют для транспортировки поддонов из погрузочно-разгрузочного узла к складским площадям и в обратном направлении.
V класс. Автопогрузчики, оснащенные пневмошинами. Спецтехника этого типа способна перемещать грузы, расположенные как на поддонах, так и в контейнерах. Плюсы машин: стремительное передвижение внутри крупных крытых пространств и на открытом воздухе, универсальность. Минус – применение в закрытых складах ограничено.
VI класс. Сюда отнесены транспортеры и тягачи. Они призваны развозить грузы по помещениям и открытым площадкам. Слабое место – машины не могут поднимать товары на высоту. Плюсы самоходной техники: скорость, универсальность.
VII класс. Речь идет о полноприводных погрузчиках повышенной проходимости. Эта спецтехника хороша тем, что мощна и может перевозить грузы вне дорожных покрытий. Слабые места: недостаточная маневренность, изрядная масса самого агрегата. Такие самоходные машины принято использовать в сфере лесозаготовки, на стройплощадках.
В большинстве своем склады отличаются друг от друга общей площадью и наличием (отсутствием) стеллажей. Потому возможности погрузочной техники, лавирующей в оставшемся свободным пространстве, тоже неодинаковы. Как правило, складские помещения оснащают легкими и производительными самоходными машинами. При этом основные требования к погрузчикам таковы: маневренность, экологичность, скромные габариты.
С товарами, размещенными на поддонах, легко справляются вилочные погрузчики. Хорошо, если работающие на складе самоходные машины будут снабжены гибридными или электрическими двигателями. На деле такая спецтехника востребована в помещениях, относящимися к морским портам, магазинам, промышленным предприятиям, оптовым рынкам и заводам.
Иногда складские территории используются для хранения сыпучего груза, при этом в помещения поступает свежий воздух. В подобных ситуациях удобно использовать фронтальные ковшовые погрузчики, при этом грузоподъемность каждого самоходного агрегата и емкость ковша выбираются, исходя из условий того или иного хранилища. При эксплуатации комбинированной модели можно задействовать вспомогательное навесное оборудование – это расширит перечень решаемых задач.